1error! Путешествие по северу европейской части России

Путешествие по северу европейской части России

Путешествие по северу европейской части России

Почему север?..

Север... Как вообще у нас возникла идея поехать на север? В общем, совершенно случайно. Приближался отпуск - путешествие, основным условием было, что поездка будет на собственной машине (ВАЗ 2112), уж больно по душе нам этот вид транспорта, дающий свободу выбора и относительную независимость от обстоятельств. Сами мы живем в Тольятти, то бишь, на Средней Волге. Несколько лет подряд так же на машине мы ездили на юг. А тут подумали и решили, что как-то поднадоел юг, хочется не просто греться на солнце, нужны новые впечатления. Я никогда не была в Санкт-Петербурге, и мы с мужем решили, что пора это исправить. Но Питер - это большой город, а отпуск только тогда становится действительно отдыхом, когда хотя бы часть его проводишь на природе (как показал опыт предыдущего года). Так возникла идея из Питера податься в Финляндию, но, сопоставив вероятные расходы и свои финансовые возможности, мы поняли, что за пределы нашей страны мы не поедем. И нас будто осенило (почему эта мысль не приходила раньше, наверное, отголосок поговорки «хорошо там, где нас нет») - зачем ехать за границу, если наш север природой, возможно, мало чем отличается от «ихнего», тем более, что мы давно мечтаем поездить по нашей огромной стране - пора начинать. Так вторым пунктом нашего назначения была выбрана Карелия, в виду близкого расположения к Петербургу.

Подготовка к путешествию.

Подготовка к поездке - для нас это особенный ритуал, а к такой большой - он как правило начинается за 4-6 месяцев, - изучаются карты, книги, статьи как печатные так и электронные, сравниваются отзывы и впечатления различных людей, собираются советы. Итак, изучив карту Карелии, мы обнаружили, что площадь, то она занимает не маленькую и чтобы посетить разные достопримечательности, раскинутые по всей ее территории, учитывая плохие дороги, о которых предупреждали отзывы бывших там путешественников, мы решили сделать две основных стоянки - в южной части Карелии и северной. После долгого анализа карт и атласов, поисков необходимой информации о тех местах, которые мы собирались посетить, был составлен план нашего путешествия:

02.07.2005 Дорога в Москву
03.07.2005 Дорога в Питер
04.07.2005 - 08.07.2005 Питер
09.07.2005 Дорога в Петрозаводск
10.07.2005 - 13.07.2005 Петрозаводск
14.07.2005 Дорога в Калевалу
15.07.2005 - 18.07.2005 Калевала
19.07.2005 Дорога в Питер
20.07.2005 Дорога в Москву
21.07.2005 Дорога в Тольятти

Путешествие начинается.

Отправляемся в дальнюю дорогу мы всегда рано утром - не позже 6 часов утра. И вот мы весь вечер накануне собираем сумки (вещей мы, надо сказать, берем неприлично много - на все случаи жизни, еще один плюс путешествия на своей машине), прощаемся с родственниками. Ночь перед поездкой бессонная. И вот оно долгожданное утро... Вещи погружены, город еще спит, но солнце уже его «красит нежным светом», и мы выезжаем на обводную дорогу - путешествие начинается...

От Тольятти до Питера.

Наш первый пункт назначения - Москва. Дорога до нее от Тольятти достаточно свободная, если выезжать рано утром и со стоянкой на обед занимает около 11 часов (1050 км). Москва нам не нравится, поэтому предпочитаем в ней не задерживаться, ночуем у родственников и на следующий день двигаемся в путь - в Санкт-Петербург.

Трасса Москва - Питер тоже не сложная, может потому, что выходной. Выехав часов в 9 утра уже в 5 вечера мы на месте. Здесь мы также пользуемся услугами гостиницы «моя большая семья».

Сама поездка от дома до Петербурга мало чем интересна. По мере приближения к мегаполисам природа постепенно становится более убогая, трасса более загруженная. Только пока ехали по нашим Самарским просторам - любовались их холмистой бескрайностью и даже наблюдали полет лебедей.

Санкт-Петербург.

О Петербурге написано много книг и статей, поэтому думаю бессмысленно подробно описывать все те места, где мы побывали за 5 дней пребывания в этом городе. Скажу лишь, что я очень боялась увидеть в нем вторую Москву и была приятно удивлена их непохожестью. Не совсем понимаю людей, которые стремятся побывать в европейских столицах, ни разу не посетив такой город в своей стране. Ведь в него едут туристы со всего мира.

Отмечу несколько полезных и интересных вещей. В Питере свободно можно ездить по городу на машине, особых пробок нет, да и с парковкой не проблематично, мы могли оставить машину и на Невском и на стрелке Васильевского спуска.

Очень были довольны, что поехали на своей машине в Петергоф, не далеко от него есть собор Петра и Павла, посещение которого не входит в экскурсионные программы, и рейсовые автобусы проезжают мимо, а он достоин особого внимания.

Еще один малоизвестный памятник но очень своеобразный мы посетили в Кронштадте - "Памятник неизвестной парашютистке", расположен на набережной в аллее, не далеко от памятника Петру I.

Пять дней для посещения Петербурга - как мы поняли, оптимальный срок, так как дальше уже нет физически сил ходить столько пешком и впечатления начинают путаться и накладываться одно на другое.

Пять дней прошло и нас ждала Карелия.

Южная Карелия.

Выезд ранний, хотя и дорога не длинная - около 450 км. Мы покидаем Питер и по Мурманской трассе едим на север. Чем севернее, тем дорога становится более свободная, по пути у нас совсем нет больших городов, а в основном разные поселки и деревеньки. Природа все боле живописная, но не очень сильно отличающаяся от средневолжской, деревья пониже и чаще, водоемов больше, но в целом так же зелено и много травы.

На юге Карелии мы остановились на турбазе «Эдем» в 30 км от Петрозаводска. Турбаза расположена в лесу на берегу озера Кончезеро. С погодой нам везло в течение всего путешествия - куда не приезжали, нам везде говорили, что вот только установилась отличная погода.

Сама турбаза расположена в замечательном месте. Озеро Кончезеро теплое, купаться - одно удовольствие, в нем много больших и маленьких островов, на которые можно попасть на лодке взятой на прокат на турбазе. Мы пробовали рыбачить, но так как полные дилетанты в этом деле, то поймали только одного подлещика, рядом ребята вытащили большого леща.

Условия проживания и сервис - не очень то впечатлили. Но нам это место нужно было как ночлежка, так что вполне устроило.

Так как турбаза находилась недалеко от Петрозаводска, то мы несколько раз ездили гулять и обедать в город. Сам по себе он ничего особенного не представляет - обычная провинция. Но есть в нем один примечательный музей - «Музей кукол», вот его точно стоит посетить, это частная коллекция нескольких женщин, которые делают куклы своими руками.

Недалеко от места нашей стоянки - около 50 км по Мурманской трассе на север, находился водопад Кивач - живописнейшей место. Туда без проблем можно добраться на машине. Еще одну достопримечательность южной Карелии мы посетили - остров-заповедник Кижи. Это красивый, покрытый зеленью остров в Онежском озере, на территории которого находятся памятники деревянного зодчества - церкви, построенные без единого гвоздя, дома крестьян, перевезенные туда с различных частей севера.

И все же, побывав и в южной Карелии и северной, отмечу, что южная сильно отличается и большей плотность населения, и тем, что все места туризма созданы или оборудованы людьми, везде ларьки с сувенирами и выстеленные (чаще деревом) тропинки, нет ощущения отрыва от цивилизации.

Северная Карелия.

Настоящая - дикая Карелия - это север. Уже выезжая с турбазы и продвигаясь на север, замечаешь что машин встречается все меньше, а леса становятся все чаще, причем совсем исчезает почва и деревья растут прямо на огромных камнях, и везде реки, озера, которые бесполезно описывать, смотреть на фотографиях, их надо видеть и погружаться в состояние безвременья (там правда кажется, что времени нет).

Мы ехали и слушали старый «Северный» альбом Митяева - про Кандалакшу, по поморов, иногда останавливались у водоема, фотографировали. Особенно запомнилась дорога под Медвежьегорском, едешь как в туннеле - по краям каменные стены, созданные не человеком.

А потом мы увидели настоящее чудо природы - каменные озера, и дно их и берега - камень, а внутри, как в чаше прозрачная вода.

Мы видели много рек и озер, но больше всего меня поразила своим и величием и спокойствием Кемь, судя по карте одна из самых широких рек Карелии. На ней и расположен одноименный город Кемь. Город - это сильно сказано, так как его с трудом можно отличить от захудалой деревушки. Время в нем застыло в Советской эпохе трудно определить какого года, а судя по постройкам, так в вообще будто в дореволюционной. Он конечно в удручающем состоянии, но для нас это было, как попасть в те времена, о которых мы только слышали, к тому же особый колорит добавляла атмосфера холодного Белого моря.

В Кемь мы заехали только чтобы узнать расписание катеров до Соловков. Дальше наш путь лежал крайнюю северную точку нашего путешествия поселок Калевала. От Мурманской трассы до него ведет единственная дорога протяженностью 150 км, часть которых грунтовка, по пути мы встретили не более 20 машин и не более 10 деревень.

Калевала - районный центр, поселок, расположенный в 80 км от границы с Финляндией и 300 км от полярного круга. Населенный пункт достаточно большой, расположенный на берегу большого озера Средне Куйто.

Мы жили в отеле «ВелТ», построенном в 2000 году. Об отеле хочется особенно рассказать. После Кеми мы ожидали в Калевале увидеть абсолютно забытое богом место, а нашу ночлежку представляли чуть ли не лачугой, но были приятно удивлены. Калевала хоть и находится практически на окраине нашей страны достаточно большой поселок, в нем расположена военная часть, он является центром карельского эпоса, туда часто приезжают фины. Отель нас вообще приятно поразил - отличные (пусть и не большие номера), сан узел один на 2 номера с душем и постоянным наличием горячей воды. Расположен он на самом берегу озера Средне Куйто, и больше половины номеров с видом на него. Сервис достоин отдельного внимания, очень приятно в такой глубинки было встретить такой внимательный персонал, исключительно вежливый, выслушивающий любую прихоть клиента и по возможности его выполняющий: индивидуальное изменение меню, специальные маршруты туристические на лодках, велосипедах, машинах, с проводником и без него, пикники, прокат перечисленных транспортных средств, удочек, даже червей для рыбалки выдавали (так как сами мы так и не нашли места, где они в Карелии могут водиться). Супружеская пара, проживающая в соседнем с нами номере, особенно была довольна четкостью организации экскурсий, которые часто проводились для них двоих с отдельным гидом без задержек и накладок.

При желании сотрудники отеля производят «заброску» туристов на своем транспорте на отдельные острова или озера и забирают их через несколько часов или дней. Мы таким образом плавали на большой необитаемый остров в озере Средне Куйто. Ощущение потрясающее - только мы вдвоем одни на всем острове, а вокруг лишь вода, камни, лес и дикие утки - будто ничего больше нет и не было никогда.

Особенно поразили леса северной Карелии, там почти нет травы и почвы - сплошные мхи и лишайники, деревья растут прямо на камнях, я даже видела, как на давно сваленном дереве выросли небольшие береза и сосна. Кругом водоемы - речки, переходящие в озера, озера, вытекающие в реки, и все это сплетается в сплошную водную паутину. В лесу около водоемов, расположенных близко к населенным пунктам, много тропинок, но людей встречаешь кране редко, а после десяти вечера совсем никого.

Мы так могли бродить до 12 ночи, и даже позже, так как ночь не наступала. За все время пребывания на севере мы ни разу не увидели сумерек, хотя ложились порой в 2 ночи, а вставали в 4 утра.

В лес ходили чаще на рыбалку. В рыбалке мы совершенные дилетанты, да и снастей подходящих не было, поэтому ловилась в основном небольшая красноперка, но ловилась так, что только удочку успевали забрасывать. Видели, как профессионалы вынимали хорошую большую рыбу. Кстати, снасти в Калевале нам купить не удалось, сложилось впечатление, что местные ловят только сетями.

Еще одно неожиданное и неприятное приключение произошло с нами в Калевале - пожар. Вечером накануне нашего отъезда рядом с гостиницей загорелись сараи, от них вспыхнул и целиком сгорел дотла за 40 минут двеннадцатиквартирный деревянный дом. Чудом удалось спасти нашу гостиницу, расположенную в десяти метрах от этого дома. Пожар тушили все и пожарные, и военные, и местные жители, и отдыхающие в гостинице. Вот такой экстремальный отдых получился.

Проведя в Калевале 3 дня, мы отправились в Кемь, чтоб оттуда добраться до Соловков. Как я уже писала, Кемь - своеобразный город, гостиница «Кузова», в которой мы ночевали, оставляла желать лучшего, обслуживание, если его можно так назвать, - совсем «оригинальное». Да и персонал в лице кассира-официантки на причале, откуда отправляется катер на Соловецкий остров, фразу типа «клиент всегда прав», если она ее слышала, воспринимает как личное оскорбление, в общем, окунулись в сервис Советской эпохи. Но как то все это не раздражало, скорее воспринималось, как экскурсия в прошлое.

На катер мы все же благополучно погрузились и 2,5 часа плыли по Белому морю до Соловецкого острова. Соловки... Из всего путешествия на моего мужа это место произвело самое яркое впечатление, уже сейчас дома он выискивает литературу о нем и мечтает туда еще раз попасть. Мы провели там один день без ночевки, но на острове имеются несколько гостиниц, и много туристов приезжают с палатками, живут там несколько дней. Вообще одного дня для посещения Соловков - очень мало, получается лишь поверхностное знакомство. Остров большой и по всей его территории расположены различные скиты, пустыни, церкви - за день все обойти просто не возможно, а еще слышала, что одна из самых интересных экскурсий по острову - это на лодках по искусственно созданным каналам, только ее продолжительность почти целый день.

Первое что встречает посетителей Соловецкого острова - это кремль с массивными стенами, в основании которых огромные камни (по 3-4 м в диаметре). И каждое строение, не смотря на то запущение, в котором сейчас находится, просто дышит многовековой историей, срастаясь с природой северного края. Соловки были последним пунктом посещения на севере, мы были уставшие, может, это в сочетании с атмосферой острова и Белого моря дало нам состояние спокойствия и умиротворения, когда мы в период полуденного зноя лежали на земле в тени крепостных стен и любовались холодной красотой «Святого» озера.

Но вот и Соловки остались далеко в Белом море, а наш путь лежал обратно на юг.

Из Кеми в Питер...

Из Кеми выехали часов 7, над рекой еще стоял легкий туман и ни души. Мы не удержались и остановились у одного из многочисленных памятников, посвященных Великой Отечественной войне, расположенном на крутом берегу. Это была последняя картинка северной Карелии, я стояла и пыталась запомнить ощущение спокойствия и вечности как можно глубже.

А потом опять дорога через Медвежьегорск, Петрозаводск. Вот уже и граница Карелии. А дальше ровные дороги, люди, высокие леса.

В Санкт-Петербурге мы весь вечер рассказывали о своем путешествии родственнику, у которого остановились на ночь. «Заразили» его идеей такой же поездки. А утром отправились в Москву.

Великий Новгород.

Дорога в Москву не долгая, а приехать нам нужно было только к вечеру, поэтому решено было свернуть с пути в Великий Новгород. Уже в 10 утра мы были у стен кремля. Это самое замечательное время для посещения достопримечательностей столь любимых туристами - все уже открылось, но организованных экскурсий еще нет. Можно спокойно, не торопясь и не толкаясь гулять, рассматривать каждую деталь, фотографировать, не волнуясь, что в кадр влезет чья-нибудь голова.

До Великого Новгорода я не бывала в городах столь старых. Интересно, особенно после величественного Петербурга, видеть архитектуру, не претендующую на шик, скорее кажущуюся какой-то домашней, уютной, и в то же время осознавать, что когда-то этот небольшой кремль и был почти весь великий город.

В Великом Новгороде мы были все-то 2 часа, но впечатление осталось очень приятное, город небольшой, а сочетание современной динамики жизни и спокойствия старины создает у него какую-то ауру.

Домой.

Вот и последний день путешествия. Ночь в Москве и в 8 утра выезд в Тольятти. 1050 км - и мы будем дома. Уже соскучились по родным стенам, представляем, как будем всем рассказывать о нашем приключении, там уже все заждались.

По пути мы, не успев свернуть на обводную дорогу, заехали в Коломну - интересный город, он мне показался миниатюрой Великого Новгорода, такой же старинный кремль и современные городские пейзажи, только все более маленькое и провинциальное.

Дорога с утра уже была сильно загружена, а потом и из-за неполадки в машине мы потеряли часа 2 в пути в Самарскую область въехали часов в 9 вечера. Въехали, и как-то вся тоска по поводу окончания поездки стала проходить. Вот и знакомые до боли пейзажи, тут уже и сумерки в 10 вечера наступают, вот и поворот на дачу, еще несколько километров... мы дома, смотрим на бортовой компьютер - от подъезда до подъезда мы проехали 6727 км.

Путешествие окончено... Завтра пойдем делиться впечатлениями с родными и друзьями, вручать сувениры, разбирать сумки, мыть машину. Но это завтра, а сегодня в душ и спать, в свою пастель.

Общие сведения и полезные заметки.

С погодой нам везло в течение всего путешествия - куда не приезжали, нам везде говорили, что вот только установилась отличная погода, поэтому теплые вещи, которых мы набрали много - ехали то на север, нам понадобились только когда плыли на Соловки.

Перед поездкой запаслись средствами от комаров, которые так же в целости и сохранности вернулись домой. Как нам сказали местные жители - год необыкновенно не комариный. Комаров, и правда, было меньше, чем у нас дома, а вот мошки в северной Карелии - вот это беда.

Все путешествие составило 6727 км - как говорится от подъезда до подъезда. За всю дорогу нас оштрафовали на дороге 2 раза по 50 руб. (в Кеми и на выезде из Карелии).

Адрес остановки на юге Карелии - турбаза «Эдем», заказывали через фирму «ЭДЕМ-ТУР»:
Город: Петрозаводск
Адрес: 185000, Антикайнена ул., д. 10
Телефон: (8142) 760526
Факс: (8142) 762560
Edem-tour@sampo.ru
www.edem-tour.karelia.ru/.
Цена номера - 1080 руб/сутки, с удобствами, правда вода горячая была крайне редко.

Можно остановиться и в самом Петрозаводске, там много гостиниц, но цены - от 2000 рублей за номер на двоих, можно так же снять комнату - это гораздо дешевле, найти комнату проще всего по объявления в местных газетах.

Адрес остановки на севере Карелии - отель «ВелТ»:
186910, Карелия, п.Калевала, ул. Советская, 28 А.
Тел (81454) 22300 - администратор (круглосуточно),
Тел/факс (81454) 22377 - офис ООО «ВелТ - Карельские путешествия».
Адрес фирмы «ВелТ - Карельские путешествия»:
183910, Республика Карелия, п. Калевала,
ул. 70 лет Октября, 2-1
Тел/факс (81454) 22377
trips@onego.ru
www.kalevala.com.ru.
Цена номера - 880 руб/сутки, удобства на два номера, вода горячая всегда.

В Кижи можно доехать из Петрозаводска на «Комете», ходят ежедневно по несколько рейсов, но билет лучше брать за несколько дней, цена билета за путь туда и обратно - 630 руб/чел. Вход в заповедник платный - 55 рублей, но если, сойдя с «Кометы», идти не по деревянной дороге, а прямо, то в него можно совершенно свободно попасть абсолютно бесплатно.

На Соловецкий остров из Кеми и ходит катер в 8 часов утра, он же с острова отплывает в 17:30, цена билета за путь туда и обратно - 700 руб/чел. Так же туда можно попасть самолетом из Москвы, цены и расписание не знаю.

Отвечу на все вопросы по возможности.

2005
Анастасия Мастяева