Большое морское приключение

Когда паруса Крузенштерна шумят над моей головой

Кто из мальчишек в детстве не мечтал своими руками построить красавицу яхту с белоснежными парусами и отправиться на ней к далёким берегам, неведомым островам, пальмам и пиратам? Не обошла эта мечта стороной и автора этого сайта. Будучи на летних каникулах между 8 и 9 классами, ваш покорный слуга, отыскал в журнале «Юный Техник» (был такой в советское время), проект маленькой, деревянной яхточки, собственной постройки. Позвал своих закадычных друзей, и мы, с юношеским энтузиазмом, взялись за осуществление проекта. По причинам юношеского максимализма, отсутствия опыта и денежного голодания та яхточка так и не смогла выйти не только в море, но даже в соседний пруд. Однако, та летняя эпопея оставила в душе вашего покорного слуги глубокий след, зародив в его душе бесконечную любовь к морю, седым волнам и соленому ветру. Я пронес эту любовь через всю последующую жизнь. Менялись страны, города профессия и просто жизнь, но я точно знал что когда-нибудь я обязательно выйду в море под белоснежными парусами. И в один прекрасный день я все-таки решился. Вот об этом путешествии я и хочу вам рассказать.

К сожалению, в этой статье речь пойдёт не о лазурном море, голубом небе и белоснежные парусах, а о не навязчивом русском сервисе, предоставляемом русскими яхт-школами. Сразу отвечу на два вопроса, которые наверняка возникли у тех, кто читает данный отчёт:

  1. Зачем рассказывать здесь об отрицательно опыте?
  2. Для того, чтобы другие люди, которые захотят воспользоваться услугами данной фирмы, были готовы к встрече с неприятностями.
  3. Из информации раздела «О нас» вы узнаете о том, что я живу в Америке. Зачем же ехать в Россию, чтобы обучаться яхтингу? Неужели в Америке нет соответствующих курсов?
  4. Есть! Есть даже собственная американская ассоциация яхтсменов: (ASA, American Sailing Association). Однако, обучение морской практике здесь подаётся в игровой форме, на несерьёзном уровне, достаточном для выхода в прибрежную акваторию и совершенно недостаточном, для серьёзных морских путешествий. Все серьёзные яхтсмены готовятся по английской системе RYA (Royal Yaht Association), однако курсы RYA ощутимо дороги даже для американца, плюс их нет на территории США, для обучения приходится ехать в Канаду, Англию или Британскую Вест-Индию.

Всё выше изложенное и предопределило мой выбор в пользу русской школы, в которой на первый взгляд сочеталось оптимальная цена, качество обучения и возможность хорошо отдохнуть.

После достаточно длительного изучения интернета, я остановил свой выбор на компании «Go Sailing» (www.gosailing.ru). Хорошо оформленный сайт компании обещал фундаментальную теоретическую подготовку по устройству яхты, навыкам управления, навигации и безопасности плавания, а также обучение практическим навыкам управления судном. После серьёзных размышлений я решил не пороть горячку и для начала ограничиться начальным уровнем обучения на позицию матроса (Crew).

Заплатив аванс, я зарегистрировался на одну неделю обучения в Черногории, город Бар, на октябрь 2017 года. В контракте, заключённым между мной и школой, уточнялось, что во время обучения на яхте, читается полный теоретический курс необходимых знаний, но рекомендовалось подготовится заранее. Для этого мне на e-mail был выслан список литературы для самостоятельного обучения и пароль для доступа в электронную библиотеку. Однако, данный пароль не работал и после нескольких попыток войти я был вынужден снова связаться с офисом компании. Офис извинился передо мной, сослался на технические неполадки и выслал мне новый пароль. Однако, он тоже не работал и я вновь запросил офис, и получил новый пароль. История вновь повторилась. После нескольких бесплодных попыток получить рабочий пароль, я оставил эту затею и был вынужден искать другие источники информации.

К сожалению материалы эти, всё-таки довольно специфические, и найти их оказалось довольно сложно. Однако, я помнил, что согласно контракту теоретический курс читается на яхте в полном объёме. Данное заявление и сейчас висит на сайте и подтверждается сотрудниками фирмы по телефону. Однако, дальнейшая жизнь показала, что это совершенно не так. Но все это только цветочки - ягодки ожидали меня в Черногории.

Как человек привыкший к определённому уровню комфорта, я заказал обучение на яхте бизнес-класса, что, как вы понимаете, предполагает немного более повышенный уровень обслуживания. Я бы очень хотел поинтересоваться, как это утверждение понимают сотрудники фирмы «GoSailing». Разницы между эконом и бизнес совершенно не увидел. По крайне мере, ребята, которые жили вместе со мной в каюте, купили эконом и ни какой разницы в обслуживании между ними не было.

Ну да ладно, обо всем по порядку. Согласно договора, посадка на яхту должна была происходить в 6 вечера субботы, и это должна была быть яхта бизнес-класса «Anouk». Однако, за три часа до посадки, я получил сообщение о том, что яхта «Anouk» ушла в на ремонт в Турцию и меня ожидает яхта « Skazka», с инструктором Андреем Усачевым в марине г. Бар.

Однако, прибыв в марину к шести часам, я не обнаружил там данной яхты, а дежурный на пирсе сказал что яхта уже ушла. Я очень удивился и стал звонить в московский и местный офис фирмы с целью выяснить, где её теперь искать. Сотрудники фирмы так же очень удивились тому, что вообще кто-то приехал и у кого-то сегодня начало занятий.

Начались лихорадочные выяснения, кто я такой и что мне собственно надо. Наконец, через час мне перезвонили и сказали, что яхта сейчас подойдёт. Однако, ждать мне пришлось ещё часа два. Далее наступила очередь удивляться инструктору Андрею Усачеву. Поздоровавшись со мной, он стал уточнять мои данные и обнаружил что я курсант другой школы и приехал на первую неделю обучения на позицию Crew. Для него это было странно, поскольку его экипаж занимался уже вторую неделю и читать все заново для меня он не собирался. Кроме того, в его школе вообще не было ступени Crew, и он просто не знал какой материал мне давать.

В конце концов, после долгих препирательств с начальством, мне разрешили войти на яхту. Я с трудом разместился в кормовой каюте вместе с другим курсантом Константином. Носовую просторную каюту занимал инструктор вместе со своей любовницей Машей, хотя по условиям контракта инструктор должен спать в кают-компании. На следующий день, в воскресенье, инструктором был проведён экзамен по итогам первой недели обучения в котором я, естественно, не участвовал, так как никаких знаний я получить не успел.

Забегая вперёд скажу, что за неделю на яхте Андрей Усачев не прочёл ни одной теоретической лекции, а практика представляла из себя нечто невообразимое. Единственное, что было показано реально и объяснено - это поворот Бутакова-Вильямсона и швартовка. Никаких объяснений, как управлять яхтой, ставить паруса, действий в экстренной ситуации, или тем более навигации я не услышал. На все мои вопросы инструктор отвечал, что теоретический курс в их школе проходит отдельно в Москве, а здесь только двухнедельная морская практика. После этого он выдал мне две тонкие брошюры и заявил, что они содержат всё, что мне необходимо знать.

Зато пьянок с экипажем было предостаточно, хотя это категорически запрещено правилами поведения на яхте. Инструктор вообще постоянно пренебрегал правилами безопасности: так, при первом моем заходе на яхту, подо мной предательски затрещал трап и в нем образовалась трещина. Правда, как я потом узнал, что она уже была там раньше. Инструктор был обязан немедленно заменить поломанный трап, но не тут то было - мы проходили по этому трап всю неделю, и лично я, в последний день своего пребывания на яхте, передал его сотруднику марины.

Такое отношение не могло не привести к инциденту, что и случилось. Через два дня инструктор с соседней лодки Сергей в темноте наступил на трещину в нашем трапе, сломал его и провалился едва не сломав себе ногу. Как вы думаете, после этого происшествия трап заменили? Как бы не так! На то место, где он был поломан резинкой привязали разделочную доску из кухни и так и ходили, видимо ждали когда ещё кто-то провалится.

Что же касается моря, то из марины мы выходили всего два раза за неделю: один короткий выход на час в залив, и второй ночной переход к берегам Албании и Хорватии на 12 часов. То есть, эдакая морская прогулка на яхте. И то, после долгих длительных раздумий нашего инструктора, стоит ли это делать. Ведь он прекрасно понимал, что его курсанты совершенно не готовы к морскому переходу.

По прошествии истёкшей недели и итогового экзамена, двое из нас получили сертификаты шкипера, но я не стал бы выходить в море на яхте под их управлением.

По итогам данной поездки я понял, что фирма «GoSailing» является конторой «Рога и Копыта», из всем нам известного романа. И, видимо, я не первый, кто попал в такую ситуацию. Уже вернувшись домой, я узнал, что обиженные клиенты даже подавали в суд на «GoSailing». К сожалению, мне неизвестно, чем закончилась данная процедура. Жаль, что подобный бизнес существует в России. Я не являюсь оголтелым русофобом, но мне, всё-же, обидно и за себя и за людей, которые пользовались, или ещё будут пользоваться услугами данной фирмы.

Если сотрудники фирмы со мной не согласны, то я предлагаю вам провести простейший подсчёт потраченных мною на эту поездку средств и ответить мне на вопрос, за что же я Вам заплатил?

  • Стоимость обучения, в соответствии с инвойсом Pay Pal: $564.00.
  • Авиабилеты Нью-Йорк - Стамбул - Подгорица - Стамбул - Нью-Йорк: $1267.00
  • Сопутствующие расходы: $900.00

Итого: $2664.00

Всё вышеизложенное реально случилось со мной и за каждое свое слово я готов отвечать. Данный отчёт написан мною по итогам поездки в октябре 2017 года в яхт-школу компании «GoSailing» в Черногории, г. Бар.