Джубга

Джубга
Жилин Владимир

Попытка изложить различные впечатления о поездках на юга...

Автомобиль: ГАЗ-3110i, 1998 г.в., дв.406.

Для начала начну с последней (прошу прощения за каламбур). Итак, в первых числах августа месяца 2000 г. я и моя семья собрались таки погреть свои старые (и молодые) кости на жарком южном солнце! Оговорюсь сразу - поскольку все поездка была совершена на автомобиле, то немалая часть подробностей будет посвящена и этому авто, и самой дороге. И еще состав путешественников: я сам (водитель), жена (первый штурман), ее племянница (второй штурман), девица 17 лет, дочь 10 лет и сын, 1.5 года. Итого 5 человек.

Выезд был назначен на 4 часа утра в субботу. Естественно, несмотря на то, что машина моими стараниями у подъезда была в половину 4-го и все вещи были упакованы, уехать мы смогли только в половину шестого!. По третьему (или второму?) транспортному кольцу мы выбрались на трассу «Дон» и покатили по указателям в Ростов-на-Дону. Погода была отвратительная - серое низкое небо, моросящий дождь, плюс ко всему глобальная стройка на самой дороге. Останавливались очень часто - маленький ребенок, да и от нервной дороги почему то проснулся аппетит. Уже заехав в Воронежскую область, все заметили появление солнышка и повышение температуры за бортом. Что радовало. В противовес маленьким радостям появилась большие неприятности: сначала резкое повышение цен на бензин, а потом и полное его пропадание... Одним словом: «красный пояс». Когда уже иссяк НЗ в виде содержимого десятилитровой канистры, то стало уже не до шуток. но тут нам «повезло»: в самом последнем (или первым - смотря откуда ехать) городке Воронежской области, выстояв приличную очередь и заправив из вредности всего 20 литров, но зато почти по 10 руб/л (при средней цене по 6 с копейками) 93-го, мы со всех колес рванули прочь от Воронежа. И о, чудо! На первой же встретившейся нам заправке залил все, что можно, по «нормальной» цене в 7.30! Дальше таких напрягов не возникало.

В самой Воронежской области нам попался придорожный рынок с южными принадлежностями, как то: всевозможные плавательные приспособления, полотенца, халаты, ну и всякое такое, что может потребоваться на югах. Купить ничего не решились по незнанию цен. Забегая вперед, замечу, что цены что там, что на юге, практически одинаковы. Вот только выбор разный, и больший он, скорее всего, были на этом рынке. Далее ничего примечательного особо не случалось. Хотя... Как то попав на ровный и широкий участок дороги, я притопил за двумя VW, первый был весь такой стильный, серебристый, из последего модельного ряда, второй потрепанный, но резвый, ну и я за ними. Идем. Хорошо идем, на спидометре уже 160. Тут откуда не возьмись, продавец «волшебных» палочек. Догадываетесь, что произошло? Первый и так попался. Второй решил не обогащать чужой карман и надавил на тормоза. Да-а, им то хорошо, они пустые... В общем, после пронзительного свиста резины по асфальту, догнать впереди маячивший задний бампер VW НЕ удалось! Хотя оставалось не так уж и много... В другом случае, сразу после второго моста через Дон. Там дорога идет сначала вниз, потом вверх. Ну и стандартная ситуация: первый КАМАЗ, не спеша, этак 60 км/ч, и за ним длинна-а-а-а-я вереница машин. По встречке никого и, соответственно, сплошная разделительная. Одна из иномарок не утерпела - и вперед. Я за ней. Когда уже стал обгонять КАМАЗ, смотрю, водила машет рукой. Пока дошло, то было уже поздно... Пришлось расстаться с 80 руб. И это было единственный штраф за всю поездку. Хотя случаев поделиться кровными было более чем предостаточно.

До Ростова, который на Дону, добрались в десять вечера. Конечно, обогнули по объездной, и через внушительный кордон попали в Краснодарский край. Дороги кардинально изменились! В лучшую сторону! Поскольку дело было уже ближе к ночи, то и ехать было намного поспокойнее: машин мало, и покрытие хорошее. Часам к 2-м ночи выяснилась маленькая пакость: не все хорошо в Краснодарском королевстве. Не знаю, кому как, но вот по части дорожных указателей местные власти сильно поскупились. Хоть я и не сбился ни разу, но ехать по одному только наитию не очень приятно... Очень сильно выручало наличие неспящего «штурмана» (да простят мне эти кавычки милые дамы). Во первых, не отвлекаешься на попытки прочесть, что же все-таки написали на придорожных щитах, во-вторых, есть с кем поговорить, чтобы не заснуть.

Уже где-то под Краснодаром увидели еще один рынок, и очень большой. Вот там мы уже и купили долго желаемый надувной матрац и мелкому «спасательный» круг. В этих же краях нас тормознули гайцы. Ну, остановился, сижу. Подошел один, поприветствовал, заглянул в салон. Там дети спят. Пожалуй, именно это и спасло от приличного шмона, коему и подверглась компания молодых, ехавшая впереди нас на зубилке. Дальше ехать было спокойнее - и машин уже меньше, и освещения чуть-чуть побольше. Единственное, что просто убивало - это объездные гравийные дороги, соединяющие трассы. Полный кошмар! Зато заправки понравились. Все новые, ярко и красиво освещенные, цены разумные и все есть.

Ближе к 4-м утра стало нестерпимо клонить в сон, и даже «штурманы» спали с открытыми глазами. Стал замечать, что еду на чистом автопилоте. Тем более, что дорога пошла однообразная: прямая аллея в тополях, машин практически нет, т.е. даже не напрягаешься за рулем. Ну, а когда заметил пару торчавших из кювета жигулей, то понял - надо останавливаться... Нашли какой то полузаброшенный пост ГИБДД, пристроились с краю, и отрубились. Но! Поскольку доблестная милиция нас «бережет», ровно через полчаса, надсадно надрываясь в свой матюгальник, нас оттуда погнали... Как ни странно, этого получаса мне хватило. Двинулись дальше. Опять же, по наитию, на очередной транспортной развязке я повернул на очередную темную дорогу. Потом целых полчаса терзался сомнениями, туда ли я еду... Оказалось, туда. Далее ничего примечательного не случилось, и в начале седьмого утра мы благополучно прибыли в Джубгу.

Попытались там устроиться в дом отдыха. Либо предлагают полный отстой, либо просто нет мест. Уже на выезде нас перехватил мужичок и предложил на выбор: комнату или отдельный блок из двух комнат. Остановились на последнем. За все платили 400 р. в сутки. Вода была любая и в любое время. Единственное ограничение было по децибелам, издаваемых мелким дитём. До пляжа надо было добираться через дорогу, что поначалу напрягало. Но позже оценили удаленность от побережья - шум и гам хоть и был слышан, но очень приглушенно. Пляж в Джугбе - это грязь!!! Как на берегу, так и в воде... Правда, он песочный, и бухта удачная - на мелководье можно попрыгать на волнах, можно чуть отплыть, и никто тебе не будет мешать. Опять же, все побережье просто застроено всевозможными видами кафе и кафешек. Заправляют там местные, но не русские. А потому до 23 часов музыка хоть еще и перемежается с местной, то после... Хоть святых выноси... Решили попытать счастья в другом месте. Поехали в «Голубую бухту». Там оказалось немного цивильнее, да и мусор с пляжа постоянно убирали. Пляж галечный, а дно полностью из необъятных валунов. Потом все три дня ходили с синяками и ссадинами на ногах.

Поскольку были колеса, то заранее принятое решение посмотреть как можно всего больше реализовали еще несколькими вылазками. Одна из них - это водопады, которые широко разрекламированы по всему побережью. На Ниагару они, конечно, не тянут, да и по сути там всего один водопад, но как развлечение очень даже ничего. Прикол для нас был в том, что получили массу ощущений достаточно острого толка. Дело в том, что по прибытию туда начал накрапывать мелкий дождик, сам маршрут экскурсии идет прямо по дну оврага, где протекает этот ручей или очень маленькая речушка, если хотите. Соответственно, склоны и тропинки мгновенно развезло, поскольку глины там хватает. А когда на самом подходе к водопаду нас вдобавок накрыло еще и коротким щедрым ливнем, то тут начались настоящие танцы. На грязи. Если перед этим и были какие-то попытки сохранить одежду в относительной чистоте, то теперь они прекратились полностью. Вдобавок, верхняя часть русла, та, которая после водопада, состояла из каменных награмождений, которые приходилось преодолевать хоть и без альпинистского снаряжения, но таки с трудом. Мелкий ребенок путешествовал исключительно из рук в руки. Но не пищал. В конце концов, добрались до небольшой пещерки, где все склоны были утыканы лоскутками. Некоторые даже искупались в весьма прохладной водичке. Обратный путь был не столь интересен, за исключением формы одёжы: шли в купальных костюмах, и все перемазанные грязью. Было весело наблюдать за теми, кто совершал подъем - уж больно много было людей в прямо таки парадных одеждах! было бы интересно посмотреть на них по возвращении...

Другая вылазка была предпринята в Абрау-Дюрсо. Дорога оказалась довольно длинной - более 4-х часов в одну сторону. На перевалах открываются прекрасные виды на долины и сами горы. Повороты оставили неизгладимое впечатление на мою жену - уперевшись двумя руками в «торпеду», а ногами в пол, шипя сквозь зубы, чтобы я хоть немного притормозил, она стойко проезжала на пассажирском кресле крутые виражи а-ля «тещин язык». По пути останавливались посмотреть на дольмены. Благо за нами сразу же прибыла организованная экскурсия с гидом, и мы прослушали рассказ с ними заодно. В самом Абрау были только на озере (весьма приличных размеров и чистое) и в музее вин. В дегустационный зал не попали - очень большая очередь, и с маленьким ребенком мы не стали ждать. Закупились местным шампанским и винами, причем всем этим кто только не торгует: можно взять в «фирменном» магазине, еще в одном месте торговали прямо из коробок, причем бутылки были с акцизными марками. торговали также и у озера, якобы тем же самым, но уже без марок. Цены ненамного отличаются, так что смысла рисковать абсолютно никакого нет. В Дюрсо уже сил не хватило поехать - отправились восвояси. На все про все ушел практически целый день.

И еще одна поездка: в Небуг, в аквапарк. Туда добрались весьма быстро. Поскольку жена имела некоторый опыт посещения этого парка, то приехали к вечернему заезду, к 17:00. Ну что сказать... (Сдесь следует воспроизвести очень глубокий вздох...) СОВОК!!! Машину поставить - проблема! Очередь в кассу - то еще удовольствие. Ценами манипулируют как хотят. А хотят они все больше и больше... На самой территории такая уйма народу!.. Приткнуться где либо - вот это подвиг! И вот при всех этих «удовольствиях» еще и отстоять 2-3!!! часа для разового получения удовольствия? Я имею ввиду сами аттракционы. С первого взгляда оценив все эти прелести, я в сердцах плюнул, и отвел малого в детский лягушатник, благо там посвободнее. Вот там он и оторвался на все 100. Правда, в 1,5 года он и умел то ползать на мелководье... Потом меня разыскали дамы с ВОТ такими глазами и таки уговорили опробовать самую высокую вышку, и то согласился только потому, что как раз туда желающих было мало. Как выяснилось, мало - это минимум 40 минут ожидания... Ну вот, стоим мы с дочерью, потихоньку двигаемся. Аттракцион достаточно простой - прямой желоб с приличным углом наклона. Внизу горизонтальная а-ля ванна с водой по щиколотку. Все удовольствие - на хорошей скорости влететь в эту ванну, подняв соответствующее количество брызг. Чем ближе к старту, тем больше моя дочь стала сомневаться в правильности принятого ею решения. Поскольку деваться то было некуда - отправил ее в этот желоб. Ничего, скатилась. Я решил немного схитрить. Дело в том, что на старте стоят дугообразные поручни, на которых можно немного раскачаться и влететь на спуск уже имея определенную скорость, что я и сделал. Эффект превзошел все мои ожидания! Невзирая на мой хилый вес (ну худой я, худой!), волна, поднятая мною, накрыла всех встречающих и любопытствующих около принимающей ванны, хотя они стояли на уже выверенном безопасном состоянии. Кстати, мне досталось тоже - хоть я и прикрыл нос с глазами, но все равно нахлебался по полной программе.

Невзирая на бешеную дороговизну всего и вся в аквапарке, надо отдать должное - сделано добротно и красочно. По периметру рассажены зелень и цветы, за ними бережно ухаживают, на территории чисто, оборудование все исправно. Если б еще и от столпотворения избавиться...

На обратном пути у нас была запланировано заехать в мой родимый дом, так как родился я и вырос на Кубани. Решили ехать до Туапсе, а там свернуть в горы и через них уже попасть туда, куда хотели. Вот только ума не хватило расспросить местных о дороге заранее... Шаумянский перевал очень удивил - сплошная гравийка отвратительнейшего качества. Пылища - не передать! Дело усугубилось еще и тем, что стоило мне отъехать от Джубги с десяток километров, как двигатель стало без всяких на то видимых причин лихорадить, тяга пропала и ехать стало просто тяжко. Сервисов, как назло, по дороге нет. Учитывая то, что время поездки было подгадано так, чтобы дома мы очутились вечером, решил рискнуть. Ух, как я жалел потом! Когда кое-как перевалили через этот перевал и до дома оставалось каких-то полсотни километров, двигатель стал просто глохнуть и отказывался заводиться, пока не сбросишь клемму с аккумулятора. Причем заглохнуть мог как через минуту, так и через 10, но чаще первое... В общем, докантовались до родной хаты уже затемно, причем в своей родной деревне чуть не въехал в лошадь с телегой - катили они, понимаешь, без габаритов! Сама неисправность, как выяснилось днем позже, не стоила и выеденного яйца: накрылись две свечки А11 (и какой идиот их поставил в 406 двигатель?), и пробило один наконечник. Свечи заменил комплектом, наконечник поменял, плюс один взял в запас. Машина просто ожила! Со спокойной душой отправились уже действительно домой, в Электросталь. Добирались без приключений, дорога уже знакомая. За Ростовом затарились рыбкой сушеной, к пиву. Причем на первой стоянке, где ее предлагали, оказались непомерные цены и малый выбор. Буквально через несколько километров нашли искомое. Дорога домой, особенно в конце, оставило впечатление затянутости. То есть вот оно, уже рядом, но все никак не доедем... Хотя дорога туда и обратно по времени заняла практически одно и то же время. Правда, на обратном пути ночью я поспал уже не полчаса, а что то около двух. И наконец, мы прибыли! Зрелище было еще то: полный салон народа, полный задний багажник, и битком забитый верхний. Как она (машина) все это выдержала и довезла?... Еще умудрялся до 130 разгоняться на обгонах!

2000
Владимир Жилин