На причале возле Морского вокзала города Новороссийска находится крейсер «Михаил Кутузов». С 2001 года, когда корабль прибыл в порт Новороссийска, он является филиалом Центрального музея военно-морского флота. Время работы крейсера-музея: с 11:00 до 18:00, выходные - понедельник, вторник. Экскурсия проводится для группы не менее 10 человек. Причем ждать совсем недолго. В течение 5-10 минут возле крейсера собирается экскурсионная группа, потом люди поднимаются на корабль, покупают билеты в кассе и начинается экскурсия.
Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис заложен 22 февраля 1951 года на судостроительном заводе в городе Николаеве. Всего в советской судостроительной промышленности было произведено 14 легких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис. Большая часть крейсеров была названа в честь выдающихся военных деятелей России. В 1954 году на корабле был поднят военно-морской флаг и в 1955 году крейсер был зачислен в состав морского флота. Корабль нес службу в Средиземном и Черном море, а также в Центральной Атлантике до 1998 года. К этому времени крейсер прошел более 211 тысяч миль. «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе Арабо-израильской войны в 1967 и в 1973 годах. Оба раза он находился в порту в Александрии и служил в качестве главного командного пункта.
Длина крейсера - 210 метров, ширина - 23 метра, высота - 52,5 метров. По запасам воды и продовольствия корабль мог плавать автономно до 30 суток. Полное водоизмещение - 18 640 тонн, максимальная скорость - 35 узлов, дальность плавания - 7400 миль. Крейсер имеет броневой пояс толщиной 100 миллиметров.
Главная энергетическая установка на корабле - паросиловая, мощность которой 120 000 лошадиных сил. В дальнейшем планируется проводить экскурсию в нижних отсеках крейсера, где находится турбогенераторы.
Осмотр начинается с корабельного колокола (рынды), который предназначен для отбития склянок (времени), подачи сигналов аварийной и пожарной тревоги. Экскурсовод один раз ударяет в колокол, при этом просит закрыть уши, так как звук действительно очень сильный.
Когда идешь по верхней палубе крейсера, то видишь что она имеет деревянный настил. На корабле три палубы: палуба бака, 1-я непрерывная и 2-я непрерывная.
В кормовой части крейсера поверх палубы установлены минные дорожки. Протяженность этих дорожек позволяет разместить на борту крейсера до 68 морских мин разных модификаций.
Также здесь располагается двухорудийная стабилизированная палубно-башенная установка СМ-5-1С универсального калибра. На крейсере таких установок было шесть. Прицельная дальность стрельбы: горизонтальная - 28 километров, вертикальная - 23,3 километра, скорострельность - 189 выстрелов в минуту. Девятнадцать человек обслуживало установку, вес которой 45 800 кг. СМ-5-1С предназначалась для стрельбы по морским, береговым и воздушным целям.
Посетители музея могут заглянуть внутрь палубно-башенной установки СМ-5-1С.
Унитарный патрон калибра 100 миллиметров, вес которого 32 кг представлен для обозрения.
В носовой части корабля (на баке) были установлены два шпилевых якорных устройства: два основных якоря Холла, вес каждого 7 тонн и две якорной цепи. Якорные цепи, длиной более трехсот метров каждая, внушительные по своим размерам. Вес одного звена якорь-цепи довольно ощутим - тридцать килограмм.
Дальше посетителям музея предлагают спуститься по крутым лестницам вниз (советую для экскурсии одевать удобную обувь). Трудно поверить, но на крейсере 2500 помещений различного назначения: вентиляторные и агрегатные посты, кубрики, каюты, кладовые, боевые посты.
На корабле была своя типография, банно-прачечный комбинат, хлебопекарня, библиотека, мастерские, медицинский блок и другие помещения.
Для приготовления пищи было предусмотрено два камбуза (кухни). Питались офицеры, мичманы, матросы четыре раза в день: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Меню для всего личного состава было одинаковым.
Для проживания личного состава на корабле было предусмотрено 38 кубриков разной вместимости от 20 до 80 человек. Размещение в кубрике было в три яруса. Кубрики располагались на первой и второй непрерывных палубах.
Медицинский блок раньше состоял из операционной, лазарета, аптеки и кабинетов различных врачей. Сейчас можно увидеть только одно помещение.
Для проведения собраний, совещаний, торжественных мероприятий использовалась кают-компания. На крейсере их было две: офицерская и для мичманов. Все члены кают-компании обращались друг к другу по имени отчеству, без воинский званий. Можно было курить без разрешения командира корабля. Но запрещалось обсуждать политические и религиозные темы. Также на корабле были офицерский салон для отдыха, каюта Флагмана и салон Флагмана.
Во время экскурсии в кают-компании посетители рассаживаются по местам и экскурсовод рассказывают им про крейсер «Михаил Кутузов», в частности про эту кают-компанию.
Крейсер пронизан насквозь кабель-трассами, трубопроводами со множеством электрических щитов, соединительных коробок.
Грот-мачта - вторая мачта крейсера. На вершине находится антенный пост РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Киль», дальность обнаружения до 180 километров. Ниже расположены антенные посты станции космической связи «Кристалл-М», с помощью которой осуществлялась оперативная связь СКП флота в дальнем плавании крейсера.
Ходовой мостик (капитанский мостик - на пассажирском флоте) служил для управления с него крейсером. На мостике находились командир, вахтенный офицер, вахтенный штурман, рулевой, вахтенный радиометрист, сигнально-наблюдательная вахта.
Под ходовым мостиком находился боевой информационный пост, куда стекалась информация о воздушной, надводной обстановке, навигационной безопасности, а также информация о запасах топлива, продовольствия, о работе механизмов и агрегатов. В носовой надстройке располагались штурманская рубка и командный пост связи, а также боевые посты артиллерийской и радио-технических частей. В случае начала боевых действий, управление кораблем с ходового мостика переходило в «боевую рубку», которая находилась в носовой цитадели за ходовым мостиком. Рубка была бронированной.
В заключительной части экскурсии можно увидеть две башни главного калибра МК-5бис, которые находятся в носовой части корабля Всего на крейсере «Михаил Кутузов» было четыре трехствольные башни главного калибра МК- 5бис, они служили ударной силой крейсера «Михаил Кутузов». Основной способ стрельбы башнями был смешанный, когда одновременно применялись данные по дистанции от антенного поста АРЛС «Залп» и данные по направлению от Командно-дальномерного поста. При резервном способе стрельбы использовались данные от дальномеров, установленных на самой башне. Дальность стрельбы башнями ГК составляла более тридцати километров, скорострельность - 7,5 выстрелов в минуту на ствол. В боевой комплект МК-5бис входили 550 снарядов и 1000 зарядов. 63 человека обслуживали башню главного калибра МК-5бис.
Кроме того сбоку от информационного поста можно увидеть установку АК-230, таких установок на корабле было 8, их обслуживало по одному человеку. Дальность стрельбы составляла 4,5 километра, с скорострельность - 1080 выстрелов в минуту. Также в вооружении крейсера участвовало 16 установок В-11. Правда посмотреть их не удалось.
После экскурсии можно сфотографироваться на крейсере и приобрести сувенирную продукцию: альбом о крейсере, фотографии кораблей, медаль, флаг, магниты с изображением крейсера «Михаил Кутузов».
Интересная деталь: на крейсере расположена одна из базовых станций МТС, что позволяет обеспечить высокое качество радиосигнала в центре Новороссийска и, что важно, во время проведения городских праздничные мероприятий, парады и концерты на Форумной площади.
Полезная ссылка: navalmuseum.ru/filials/cruiser_mikhail_kutuzov