Путеводитель по Рдейский монастырь (Новгородская область)

Рдейский монастырь
На фотографии: Рдейский монастырь
1

К бывшему Рдейскому монастырю мы отправляемся уже во второй раз. В прошлом году добраться до обители на машинах нам помешала теплая погода. Зимники, тянущиеся через болота, недостаточно промерзли. Лед в колеях проламывался даже под ногами, что уж говорить о машине. В этом же году зима выдалась морозная, и мы решили повторить попытку достичь монастыря на двух УАЗах.

Дорога от деревни Чекуново (на шоссе В.Луки – Новгород), проложенная вместо узкоколейки, оказалась в таком же прекрасном состоянии, как и в прошлый раз. Единственная опасность (скорее даже не опасность, а неприятность) при езде по ней состоит в том, что вы рискуете повстречаться со встречной машиной. Разъехаться невозможно: с обеих сторон крутые откосы, скрытые снегом, и если съедешь с дороги, то назад потом выбраться весьма проблематично.

Нам не повезло – мы почти доехали до нужного поворота, как навстречу появился лесовоз. Пришлось нам сдавать задним ходом почти два километра до места, где можно было разъехаться. Пропуская лесовоз, мы нырнули с дороги в глубокий снег. Один УАЗ застрял намертво, второй почти выбрался на дорогу, но тоже сел. Буксир зацепили за хлыст, и лесовоз играючи потащил УАЗ вдоль дороги. Колеса бешено крутились, вспарывая снег; мотор ревел; машина то вставала параллельно дороге, то ее разворачивало под углом к ней – добрую сотню метров бедный наш УАЗик никак не мог взобраться на дорогу, потом, наконец, выскочил из западни. Второй УАЗик легко выдернули первым.

Вскоре сворачиваем с «узкоколейной дороги» направо в лес. Лес – березы, осины, ели – растет практически на болоте. Местные жители ездят по здешним дорогам лишь на тракторах или на гусеничном транспортере ГАЗ-72, который мы видели в леспромхозе в Чекуново. В прошлом году три километра лесной дороги мы ехали пол дня: так она была перекорежена гусеницами. На этот же раз дорога оказалось расчищена бульдозером, и для УАЗа вполне проходима.

Ночевку устраиваем на небольшой поляне, где собственно и заканчивается расчищенная дорога. На поляну свозят волоком за трактором лес с делянки в полукилометре отсюда. По нашей просьбе нам притаскивают (кстати, совершенно бесплатно) здоровую сухую ель. Пилим ее на части и разводим внушительный костер. Под пышащими жаром бревнами выступает вода. Нет, это не снег топится. Просто это лишний раз доказывает, что мы стоим на болоте. В летнюю пору здесь гиблые места – повсюду вода под ногами, да тучи комаров...

Мы разбили наш лагерь недалеко от деревни Кокачево, через которую и идет дорога к Рдейскому монастырю.

Наутро пытаемся приблизиться к цели нашего путешествия. Но на Кокачевском поле столько снега, что УАЗы никак не хотят двигаться вперед. Несколько метров движения вперед, застреваем, выталкиваем машину назад, опять с разгона «впарываемся» в целину, опять буксуем, назад, вперед, назад... За час такой «езды» углубляемся в поле метров на двести. Впереди еще километров десять, и мы решаем отступить. Попробуем другой путь от д. Наволок, но для этого нам надо вернуться на трассу.

По знакомой дороге возвращаемся в Чекуново. Леспромхозовские мужики отговаривают нас от попыток пробиться к монастырю с какой-либо другой точки асфальта: все зимники сейчас неезженые, снега по пояс. Единственный способ достичь намеченной цели – пройти на лыжах. Что ж, это, конечно, не «наш» способ передвижения (ведь мы приехали сюда на УАЗах!), но, видимо, при таком обилии снега иного пути нет.

Снова едем по «узкоколейке». Возвращаемся на только что оставленные позиции.

Под вечер ударила оттепель: закапало с веток деревьев, снег осел. Мы выезжали из Москвы в 25-ти градусный мороз, а тут вдруг сразу стало +2оС. Перемена погоды и общая усталость (сегодня все изрядно измотались, толкая машины, – я забыл сказать, что мы попытались проехать в Кокачево по иной, новой дороге, якобы более короткой) быстро разогнали всех после ужина по отсыревшим палаткам. К тому же мы как следует «отметили» «трудовой» день.

Утром следующего дня двое из нас вышли на лыжах на поиски заветного монастыря, но заплутали в лесу и вскоре вернулись в лагерь ни с чем. Настроение у нас было «не ахти»: почти половина времени, отведенного на путешествие, позади, а монастырь все так же далек, и мы все вертимся практически на одном месте, ничего толком не разведав и не узнав. Поэтому принимаем волевое решение быстро свернуть лагерь, переехать на наше старое место поближе к Кокачевскому полю, откуда ближе всего до монастыря, и завтра во что бы то ни стало попытаться дойти до него на лыжах.

Просыпаемся в палатке – ее потолок, пологи, спальные мешки – все покрыто толстым слоем инея. Мороз приличный. Вдвоем быстренько завтракаем, надеваем лыжи, прихватываем фото-, видеоаппаратуру – и в путь.

Мороз поначалу хватает за уши и жжет щеки, но поднимается солнце, и мир вокруг становится теплее и, главное, веселее. Первый километр по снежной целине дается легко. Широкие охотничьи лыжи почти не проваливаются и даже немного скользят. Только бедный наш пес – верный наш попутчик во всех наших последних путешествиях – тяжело ползет сзади, безжалостно круша только что проделанную нами лыжню.

Заброшенная деревня Кокачево, о существовании которой напоминает лишь один полуразвалившийся дом, остается позади. Проходим болото, куда мы так легко доехали в прошлом году и к которому почти не смогли приблизиться в этом. Дальше начинаются неизведанные нами места.

Через два часа пути приходим в д. Высокое. С десяток домов, «занесенных снегом по ручку двери». Но у одного дома теплится жизнь – мужик с бабой пилят дрова на козлах, лает собака, вьется дым из трубы. Во всей деревне живут только три человека. Как живут? Сейчас сюда ни проехать, ни пройти (мы – не в счет, мы – энтузиасты); электричества нет; хлеба, продуктов нет... Нам объясняют дорогу к монастырю, и мы идем дальше, уже не вполне уверенные, что дойдем: сил слегка поубавилось.

Поля заканчиваются, мы входим в лес. Дорога прослеживается хорошо. Когда-то, наверное, здесь был оживленный тракт. Летом во всю катили подводы, а зимой скрипел снег под полозьями саней. Сейчас же тишина на многие километры вокруг. Смеркается, и лишь белая полоса дороги, свободная от деревьев, отчетливо видна в темнеющем лесу. Снег поскрипывает под лыжами; ноги монотонно двигаются вперед-назад, вперед-назад; каждый из нас двоих думает ли о чем-то своем, вспоминает ли что-то. Расстояние сопротивляется нам, но мы упрямо давим, давим его. Вот уже и лес позади, мы выходим на озеро. Идти становится легче: лыжи хорошо скользят по жесткому насту. Короткий перешеек между первым озером и вторым, и... о чудо! – над лесом на той стороне второго озера вроде как появляются остовы куполов храма. Поначалу я даже не верю, что мы почти дошли - купола кажутся мне засохшими кронами елей. Но мы все ближе, ближе – сомнений больше нет – перед нами бывший Рдейский монастырь!

Размеры храма поражают. Как в такой глуши смогли построить такой большой пятиглавый собор?! Как привезли сюда сотни тонн красного кирпича?! Стоит монастырь на полуострове, на высоком месте. Выходишь за полуразвалившуюся кирпичную монастырскую ограду – и местность сразу понижается, опять «наступает» на тебя вездесущее болото. Внутри храма удивляет мраморный высоченный осыпающийся иконостас. Пожалуй, я такого раньше нигде не встречал. С теряющегося в вышине потолка центрального купола свисает длинная кованая люстровая цепь с крюком на конце. Удивительно, что ее еще не срезали -храм, конечно, сильно пострадал за годы борьбы с религией. Кирпичи местами выворочены из стен – видимо, что-то искали тут «кладоискатели», фрески утрачены, штукатурка осыпалась, а если где и уцелела, то исписана любителями оставлять «память» о своем пребывании. Жаль, что такой красивый храм постепенно разрушается от времени, но больше от людей, не умеющих ценить красоту, творение рук человеческих.

В сумерках отправляемся в обратный путь. Не стану описывать как мы «ползли» в полной темноте, на ощупь отыскивая нашу лыжню. В лагерь мы вернулись в 10 вечера совершенно изможденные, но несказанно довольные тем, что мы все же увидели Рдейский монастырь, к чему мы стремились два года.

Вот, собственно, и все. На следующее утро мы свернули лагерь и отправились домой. До Москвы получилось где-то около 520-ти километров – целый ездовой день.

Дома, отмокая в горячих ваннах, что, согласитесь, так приятно после ночевок в промороженных палатках, каждый из нас вспоминал эти шесть дней путешествия и, наверное, чуточку жалел, что все так быстро кончилось. Ну, ничего – придет время, и мы опять соберемся в путь.

Говорят, на Рдейских болотах страшно красиво осенью – ягоды, озера с прозрачной водой, монастырь, окруженный увядающей зеленью деревьев. В воздухе разлито спокойствие и благость. Посмотришь на обитель из лодки посреди озера - и вдруг покажется тебе, что между ветвей мелькает черный монах в клобуке, и нет-нет да поплывет над болотами гулкий вязкий колокольный звон. Услышать бы!