Великий Новгород. Валдай

Собираясь в дорогу | Клин | Тверь | Торжок | Вышний Волочек | Валдай | Великий Новгород | Обратно

Путешествие, описанное на данных страницах, было совершено 29-30 апреля 2000 года. Будьте внимательны - этим рассказам более 24 лет и очень многое изменилось с тех пор!

На фотографии: Экспозиция музея колокольчиков

Фотогалерея Валдая.

Также на нашем сервере: путеводитель по Валдаю.

Справка:
расстояние от Вышнего Волочка до Валдая составляет 91 км, что примерно 1,5 часа пути.

По дороге в Новгород

До Валдая мы доехали за час двадцать. Места вокруг дороги просто завораживают. Володя, как истинный охотник, осматривая леса по обе стороны трассы мечтательно вздыхал. Эх, сюда бы с ружьишком осенью, да пройтись по этим лесам...

Подъезжая к деревне Хилово мы увидели впереди развалины какой то церкви. Издалека казалось, что здание стоит прямо на дороге. Видимо, эти развалины представляют какую-то историческую ценность, потому что дорога огибает их. Раз не снесли, значит нужно.

Как и в большинстве остальных городов, лежащих на пути трассы М10, для того, чтобы попасть в них, нужно свернуть с дороги. Съехав с трассы в город, при въезде и выезде из города вам придется пересечь железную дорогу Бологое - Крестцы. Мы знали что в Валдае есть музей колоколов, но в первый день найти его не смогли. Мы его просто проехали... Справа я заметил церковь и решил, что стоит свернуть на ближайшем перекрестке к озеру. Доехав до площади, на которой стояла эта церковь мы остановились. Смотрим - стоит три машины с московскими номерами, на одной из них, «Ниве», надпись - «Альп сервис». На багажнике что-то похожее на резиновую лодку. Видимо, ребятки приехали отдыхать на озеро. Стоит пояснить, что к площади мы подъехали слева, а там стоял знак «Въезд запрещен». Поэтому мы прошлись пешком к церквушке, стоящей на этой площади. Посмотрели, но дальше не пошли. А зря...

Сев в машину, мы затем по дороге в Долгие Бороды проехались до самого озера. С противоположной стороны озера мы заметили Иверский женский монастырь. Место для него выбрано просто идеальное - на берегу озера, в лесу. Посмотрели все вокруг (а также на часы), да и поехали дальше. Жаль, что не нашли музей, решили поискать его на обратной дороге. Если вы читаете наши странички последовательно, то интереснее будет вам перелистнуть страничку на Новгород, а затем вернуться по ссылкам обратно. Валдай мы, как следует, посмотрели только на следующей день, когда возвращались домой.

По дороге из Новгорода

Вторая попытка была удачнее первой. Мы снова подъехали к площади по той же улице, что и накануне. Но на этот раз, пока я снимал на видеокамеру церквушку на площади, Володя прошелся по площади дальше и заметил, что там есть стоянка. Мы решили подъехать туда с другой улицы. Поставив нашу «бабушку» на стоянку рядом с такими же 77, 99 и 50 номерами, мы заметили на одном из зданий карту Валдая. То, что нам нужно! По ней мы нашли музей колоколов. А рядом с картой - музей уездного городка.

Не став туда заходить, мы отправились на пристань. Сфотографировавшись там, мы вернулись обратно и пошли искать музей колоколов. По улице Народной мы дошли сначала до какой-то часовни, стоящей у дороги, в небольшом парке. Обошли ее. Нет, не музей. А напротив, в похожем здании, только побольше размером, как раз и находится знаменитый музей колоколов. Как мы его первый раз не заметили, просто непонятно. Посмотрев по приезде домой снятую видеокассету заметили, что он виден издалека. Музей стоит на возвышенности и его купол возвышается над густыми кронами деревьев.

Вход в музей с противоположной стороны от дороги. Плата составляет 4р., фотосъемка 20р., видеосъемка 100р. Проводятся экскурсии. Мы зашли в здание, пристроились в очередь. Перед нами стояло человек пять, но они не за билетами стояли, а выбирали себе в качестве сувениров колокольчики. Видимо, они уже успели все посмотреть и колокольчики выбирали долго... Цены, кстати, от 50р. и выше за колокольчик.

Служительница музея пожалела нас и сказала, чтобы мы пока прошли и посмотрели экспозицию, а потом заплатили. Музей сам по себе довольно небольшой, но посмотреть есть на что. В центре - наиболее крупные колокола. Есть работы шведских мастеров XVII - XIX веков. И слева, и прямо перед входом, и справа разнокалиберные колокола, в которые разрешают (!) позвонить. Нас, естественно, не надо было уговаривать.

Акустика в музее просто потрясающая. Купол вверху создает впечатление, что звук там просто застывает, как пузырек воздуха в янтаре. Посмотрев и позвонив во все колокола мы вернулись к кассе. Пока перед нами один иностранец набирал себе кучу сувениров, я судорожно подсчитывал свои финансы. Хотелось бы пополнить мою коллекцию колокольчиков, привезенных из разных городов, добавив в нее Валдайский. И неплохо было бы на видео снять музейную коллекцию. А мои карманы остались почти пустыми, хотя на съемку хватило бы. С другой стороны, впереди еще почти 400 верст, заправиться надо. Тем более наша «старушка» неплохо кушает. Ладно думаю, попрошу скинуть сумму, авось люди сжалятся...

И что вы думаете! Мир не без добрых людей. Подошел к тетушке, объяснил ситуацию. Так мол и так, на обратную дорогу может не хватить, поиздержались. Хоть немного бы поснимать... А что у вас, говорит, фотоаппарат? Нет? А видеосъемка дорогая. Ладно, говорит, платите как за фотосъемку и снимайте на здоровье.

Я обрадовался, снял, как Володька звонит в колокольчики, а потом он меня. Пленки в кассете осталось на минуту, две. Кроме нас в музее ни одного посетителя не было и к нам снова подошла эта тетушка. А хотите, говорит, я вам в колокольчики позвоню, только меня не снимайте. Хотим, хотим... Ну не мог я удержаться, и не заснять эту тетушку. Так, только чуть-чуть. Звон колоколов, тех, что на данной картинке удалось записать полностью, а второй не получилось. Эх, жаль, что пленка кончилась в самый не подходящий момент. Поменять кассету в камере мне уже совесть не позволяла.

Из музея мы вышли в приподнятом настроении. Во первых от увиденного, во вторых от того, что к нам отнеслись с добротой. Довольные мы вернулись обратно на площадь, где оставили свою машину. Перед отъездом решили зайти в магазинчик «Валдайские колокольчики», посмотреть что там есть. Этот магазинчик находится прямо на этой площади. Оказалось, там не продают колокольчики, но зато есть продуктовый отдел. Там Володя купили за 78р. Новгородский черный «Русский Бальзам»[1] и почти местное, Новгородское пиво марки «Рижское» за 7,20р. в пластиковой бутылке. Я бы тоже купил бы, да денег осталось мало... Так что, если вы, будучи в Новгороде, забыли купить местного бальзама, можете заехать сюда. Его можно добавлять и в минеральную воду, и в чай, и в кофе. На следующий день после поездки, смотря с женами по видео наше путешествие, мы распили половину этой бутылочки. Кстати, нам почему то больше понравилось пить его в чистом виде. По капельке, так лучше вкус можно почувствовать.