Великий Новгород. Великий Новгород

Собираясь в дорогу | Клин | Тверь | Торжок | Вышний Волочек | Валдай | Великий Новгород | Обратно

Путешествие, описанное на данных страницах, было совершено 29-30 апреля 2000 года. Будьте внимательны - этим рассказам более 24 лет и очень многое изменилось с тех пор!

На фотографии: Памятник Тысячелетию России

Фотогалерея Великого Новгорода.

Справка:
расстояние от Валдая до Великого Новгорода составляет 140 км, что примерно 2 часа с четвертью в пути. По дороге много стационарных и перемещаемых постов ДПС.

Гостиницы:

• «Акрон» - Фроловская ул., 24, тел.: (816-2) 13-6918, 13-6912
  • «Турист» - наб. Александра Невского, 19/1, тел.: (816-22) 3-4185, 3-5368
  • «Садко» - Федоровский ручей, 16, тел.: (816-2) 66-3004, 66-1807
  • «Интурист» - Великая ул., 3, тел.: (816-22) 7-5089, 7-4644
  • «Волхов» - Фроловская ул., 24. Тел.: (816-22) 7-5939
  • «Новгород» (Десятинная ул., 6А, тел.: (816-22) 7-2260

Также на нашем сайте: Великий Новгород в разделе «Путеводители».

Из Валдая мы выехали около четырех часов дня. На выезде стоит АЗС «Сигма» с бензином по 6,40р. за литр. За ней пост ДПС. Почти рядом, в пяти метрах от него лежал на боку, в кювете, грузовик. Видимо, один из «горячих финских парней» решил свернуть у поста на обочину, а обочины то и нет... А может решил, что грузовичок тоже отдохнуть хочет. На обратной дороге мы засняли этот грузовичок. По дороге в Новгород , где-то после Твери, мы еще одну фуру перевернутую видели, но ее успели убрать, пока мы вернулись обратно. Видать разбудили ее...

Через десять - пятнадцать минут мы проезжали деревню Яжелбицы. Там, на повороте, мы встретили спрятавшихся гаишников. А еще через полчаса мы были уже в Крестцах, где при выезде справа увидели старый реактивный самолет 50-х годов. Проезжаем деревню со странным, но оригинальным названием - Харчевня. У нас сразу возник вопрос. Интересно, а как называются жители сей деревни. Харчевники? А дети - Харчевнята?

Что-то стало скучно в дороге и решили мы поискать какую-нибудь местную радиостанцию. Нашли! РТР называется, второй канал ТВ... Так что, можете спокойно поймать на волне 91.7 FM телевизор и слушать его, играя при этом в игру «Угадай фильм» (или передачу). Мы играли.

На 488 км мы снова увидели засаду с радаром. На этом участке дороги идет ремонт, а следовательно стоит знак ограничения скорости. И эти друзья тут, как тут. Один на нас направил радар, да не вышло ничего у него - скорость мы не превышали. Похоже место они выбрали не очень, т.к. направив свое грозное оружие на проезжавший очередной автомобиль, гаишник, опустив его, с досадой махнул рукой. Дальше мы встречали посты ДПС еще, как минимум раза 2 - 3. Особо не расслабишься. Стационарные посты ДПС обязательно заранее оповещает дорожный знак, так что смыла особого нет перечислять их. А о тех гаишниках, кто прячется в кустах вам заранее сообщат встречные машины, подмигнув фарами. Народ на этой трассе очень дружелюбный. Был случай, когда нам на обратной дороге мигали, а спустя километра два заметили машину ДПС в сторонке от трассы. Они и не собирались никого ловить. Похоже они выручку свою считали, запершись в машине.

30 км, не доезжая до Новгорода, мы пропустили поворот в город и поехали по направлению к Питеру. Причем я, как главный навигатор, не заметил его. Пришлось делать большой крюк и въезжать в Новгород со стороны северной столицы. Как обычно, при въезде в город пост ДПС. Едем по Большой Санкт-Петербургской улице. Володю все пропускают - больно прическа у него лысая... А он удивляется - какие, говорит, новгородцы вежливые. Направляемся в центр, к Кремлю. Решили остановиться в гостинице «Акрон», вычитав про нее на сервере «Эх, дороги...», в отчете Alexandr Sagatovsky. С собой у нас была, взятая с сервера Новгородский Музей Заповедник и распечатанная на листе, карта Новгорода. Перед Кремлем сворачиваем направо, ищем гостиницу. На площади замечаем скопление народа, похоже какой-то концерт. Во, обрадовался Володя, уже люди празднуют... Сворачиваем направо перед зданием, изображенным сверху, и по Людогощей улице едем дальше. По дороге заметили кафе «Блинок», чуть проехав далее останавливаемся. Читаем еще раз вышеуказанный отчет и смотрим в карту. Гостиница где-то должна быть рядом. Вышли, прошлись вокруг - нет ничего. Оказывается, карта-то схематическая. Нельзя так буквально ее понимать. Но я то привык к другим. Если на карте что-то обозначено, то точно на этом же месте и должно располагаться. Иначе, на черта она, собственно говоря, нужна...

Развернулись и поехали по соседней улице Чудинцева, назад к Кремлю. Опять ничего нет. Вспомнили Ярославль, как кружились по одним и тем же местам несколько раз - история повторяется. Но там мы спрашивали у прохожих, как нам нужную гостиницу найти. Здесь же лень одолела - сами найдем. Ну что ж, не нашли, так не нашли, едем в «Турист», что на набережной. Судя по карте, на набережной только одна гостиница расположена, около моста через Волхов. Едем на тот берег, сворачиваем с моста направо, проезжаем какой-то рынок - гостиницы не видать. Доезжаем до Ярославова Дворища, где дорога сворачиваем налево. Набираемся терпения, раскрываем широко глаза и едем по второму кругу. Бесполезно. Предприятие «Планета» есть - гостиницы нет. Плюем на эту гостиницу, едем в «Садко».

«Садко» находим без проблем. Стоит гостиница там, где ей и отвели место на карте. Я пошел узнавать цены и наличие свободных номеров. Двухместный номер 360р. за ночь, автостоянки нет. Свободных номеров тоже. Судя по интерьеру холла, гостиница неплохая. Пока бегал узнавал, к гостинице подкатил автобус с иноземцами. Ага, вот кто «наши» номера занял... Едем дальше.

Что проще найти? Гостиница «Интурист» на Великой улице. Снова проезжаем по мосту, благополучно проскакиваем поворот на эту улицу, сворачиваем на следующую - на Большую Санкт-Петербургскую улицу. Уже почти выехали из города, как увидели указатель «гостиница Интурист». Сворачиваем, подъезжаем. Перед входом уже стоит экскурсионный автобус. Плохое начало. Захожу в холл, спрашиваю свободные номера. Естественно, их нет. Про цены я и спрашивать не стал, оглянувшись вокруг. Эта гостиница явно не могла удовлетворить наши изысканные вкусы. С обидевшимся лицом, сунув руки в протертые рабочие джинсы, я вернулся к машине.

Прежде чем искать следующую, я высказываю мысль, что неплохо бы приобрести человеческую карту. Ну ее на фиг, нашу распечатанную карту, поехали лучше на вокзал за нормальной. Доехали до вокзала, как ни странно с первой попытки. Володя сбегал купил карту, и мы зарылись в изучение улиц города. Ищем первым делом «Акрон». Вот она, через небольшой парк, напротив Кремля. Вот, блин, да мы мимо этой гостиницы раз пять проезжали! В этом же здании находится еще одна - «Волхов». Основная, я так понял, «Волхов». Захожу сначала в «Волхов», спрашиваю свободные номера. Есть! Одноместный за 600р. О-го-го... Сейчас, говорю, только сбегаю за деньгами... Спрашиваю у Володи - ночуем за такие бабки, или ищем другую гостиницу? Да ты что, возмутился Володя, едем в следующую!

В принципе, если рассказывать подробно, как мы искали остальные гостиницы, то у вас терпения не хватит дочитать это все до конца. Съездили в гостиницу «Турист». Гостиница «Турист», она же «Россия» расположена совсем в другом месте, чем мы предполагали. Как раз ниже Ярославова Дворища. Похоже это самая доступная гостиница в городе, типа «а ля клоповник». Но лишнего наговаривать не хочу, т.к. в ее номерах мы не были, но холл гостиницы создал именно такое впечатление. Цены от 70р. за койкоместо до 300р. за номер типа «люкса». Но несмотря на невзрачность гостиницы, свободных мест в ней тоже не было. Тоже самое мы услышали во всех оставшихся гостиницах. В неплохой с виду гостинице (но «маломестной») «Новгород» встретили немало москвичей. Только они, в отличии от нас, заказали гостиницу заранее. Проехались даже до бывшей гостиницы «Планета», которая перестала «фунциклировать» три года назад. Но мы этого не знали, а на карте 1999 она все еще осталась...

Снова подъехали к гостинице «Волхов». Остановились в раздумьях. Вообще-то в раздумьях был только я. Володя наотрез отказался платить такие деньги. Я, говорит, лучше в машине буду спать. И деньги сэкономлю и машина целей будет. Ему хорошо - он привычный. В конце концов, решили мы, думать легче на сытый желудок, и пошли в кафе «Блинок». Работает с 10 до 23 часов. Можно покушать вполне прилично на двоих за 100р. А до этого мы успели перекусить на площади у Кремля по шашлычку. Я сходил, позвонил жене, сказал, что устроились нормально, из окна нашей гостиницы открывается шикарный вид на город.

Покушав отправились на вокзал (московские бомжи приехали ), встали на стоянке слева от вокзала. Вроде как, встречаем кого. Включили магнитолу, поймали местное радио «Нова» (101.2 FM), и Володя откупорил бутылочку тверского пивка. Всё. Ясно стало, что уже мы никуда не едем. Кстати, в Новгороде я поймал всего три станции на FM - 100.4, 101,2 и 103.7. Попив на ночь тверского пивка, мы около полуночи разложили сиденья в машине и завалились спать. Около трех ночи в машине стало сильно холодать. Проснулся, взглянул в окно. На скамейке, около подземного перехода через железнодорожные пути, сидели два милиционера и о чем то беседовали. Я еле-еле разбудил сонного Володю. Он завел машину, включил печку и прогрел машину. А эти двое милиционеров, когда пустая машина (нас не было видно) сама завелась, стали посматривать в нашу сторону. Но не подошли, а один решил прогуляться по платформе. Тепла хватило до 6 утра. Но в следующий раз замерз уже Володя. Около 7 утра мы поднялись, сходили на вокзал в платный туалет (2р.) умылись, только что зубы не почистили...

Посмотрели на часы, в такое время ни одно кафе не работает. Подумали подумали и решили на озеро Ильмень съездить. Надо же посмотреть на него. Выехали на дорогу Новгород - Псков и, при выезде из города заправились на АЗС по 6,40р. Хотели в кафе, расположенном при АЗС, зайти попить кофе, а там, как назло, пересменка. Выехали из города - машин никого, дорога пустая. Доехали до деревни Бортки, свернули налево, к озеру. Участок дороги от деревни до озера в 6 км разбит страшно. Доехав до деревни Сергово, дорога делает поворот направо, а затем налево и выходит прямо на берег озера. Посмотрев все вокруг мы повернули обратно. Лучше проехать 6 км по плохой дороге, чем до Новгорода 20 км с лишним по неизвестной дороге.

На обратном пути, только мы отъехали от деревни Сергово, как Володя вылез из машины и сказал мне, чтобы я садился за руль. Надо же, говорит, когда нибудь и тебе учиться водить машину. Вдвоем будет легче. Человек второй раз в жизни сел за руль, а его заставляют ехать на четвертой передаче! Позже, увидев себя на видеозаписи, где я выхожу из машины, после того как 6 км проехал - содрогнулся от своего вида. Даже никого не задавил, правда нам по пути никто и не встретился. Повезло. Им, конечно. Я то летел с бешеной скоростью - 40 миль в час! Круто, да? А если учесть, что человек за руль сел всего второй раз в жизни, а первый раз три года назад...

Вернувшись обратно в Новгород, мы оставили машину на стоянке у Кремля и пошли осматривать местные достопримечательности. При входе мы все плакаты прочитали в поисках информации, сколько стоит вход и видеосъемка. В Кремле было мало народу, сказалось наверное раннее время. Пройдя по центральной аллее, мы нигде не заметили никаких касс, а также запретов на видеосъемку. Однако, решили подождать до десяти утра, когда открывается администрация музея. Что-то мне не хотелось нарываться на неприятности. А чтобы время не терять решили сходить пока в Ярославово Дворище.

Вышли на пешеходный мост через реку Волхов, соединяющий Кремль и Ярославово дворище с торгом. Глазам предстало столько красоты вокруг, что дух захватило. Около Кремля, на берегу возвышается Монумент Победы. Вдалеке, вверх по течению Волхова, виднеется Юрьев монастырь. А на противоположном берегу реки, своими куполами блестит Николо-Дворищенский монастырь. Выйдя на мост я быстро стал замерзать, особенно мерзли руки. На ветру держать камеру стало совсем не приятно. Спустившись с моста, мы подошли к двум церквушкам, стоящим чуть в стороне от Дворища. Что характерно. Практически везде, где мы до этого были - Суздале, Ярославле, Торжке, везде церкви в полуразрушенном виде стоят. Здесь же все здания отремонтированы и покрашены. И уже не особо верится в то, что этим церквям и соборам по семь - восемь веков.

Мне очень понравилась Аркада Гостиного двора, сделанная в виде стены. Что-то есть схожего с древнегреческой и древнеримской архитектурой. Вообще, Ярославово Дворище это что то уникальное. В одном месте находится столько красивейших церквей и соборов! А, вспомнив, как в школе проходили историю древней Руси, тяжело представить себе, что именно здесь собиралось Новгородское Вече. Одно дело, когда читаешь учебники, совсем другое, когда видишь все это своими глазами. Обязательно своего сына сюда привезу. Свою историю обязан знать каждый. А не так, как сейчас по телевизору показывают детей, а они не знают, кто такой Жуков, Сталин, Ленин наконец. Неважно, плохой он или хороший, но он наикрутейшим образом изменил ход истории нашего государства. И знать об этом стоит. Но это я отвлекся...

Мы обошли Дворище кругом и зашли со стороны церкви Жен-Мироносиц. Особенно впечатлил Николо-Дворищенский собор, что на фотографии. Фантастическое сооружение. Радует, что в Новгороде люди сохранили все это. Единственная церковь не отреставрированной была - церковь Параскевы Пятницы. Да и она была в лесах. В небольшом парке, находящемся на территории Дворища, есть информация о церквях, находящихся там. Кстати, с погодой нам повезло. На солнце купола старинных церквей ярко блестели. В общем, ЛЕПОТА!

Ближе к десяти утра мы вернулись обратно в Кремль, прошлись с Володей по периметру и услышали звон колоколов. Не успел я все заснять, слишком далеко мы отошли от звонницы. Проходя мимо здания присутственных мест, где мы предполагали находится администрация, зашли внутрь. Оказалось там проходит выставка работ художников. Ладно, думаю, раз никто не собирает платы за вход и съемку, значит можно снимать бесплатно. Что не запрещено, то разрешено. Вышли из здания и тут же его сняли. Чувствуется близость Петербурга - у входа, по обеим сторонам лестницы стояли львы. По этому поводу Володя сказал, что будь мы в Петербурге, то мне времени не хватило бы заснять всех львов. Так то Петербург! Все экскурсии в Кремле начинаются с 10 часов утра. Поэтому постепенно народ стал стягиваться. Обычно на экскурсии люди встречаются около памятника тысячелетия Руси.

Естественно, мы не могли обойти стороной Софийский собор. Сооружение в действительности величественное и древнее. Собор, правда, еще не весь отреставрирован, иконы на обратной стороне еще не были готовы. Интересно, как будет выглядеть собор после реставрации? Обойдя его вокруг, мы свернули в невысокую арку в рядом стоящем здании и вышли на задворки Кремля. Там мы увидели беспорядок, видимо сохранившийся еще со времен Новгородского княжества. Зашли по деревянной резной лестнице на второй этаж еще одно здания, стоявшего напротив собора, посмотреть сувениры. Но магазинчик был закрыт, на его старинной двери висел старинный амбарный замок.

Пройдя под еще одной аркой, свернули влево, где заметили груду камней. Оказалось что эти камни использовались как пушечные ядра. Конечно, с экскурсией посещение Кремля было бы интереснее. Но для этого нужно и времени больше и денег. Прямо при входе в Кремль, слева стоит здание, в нем - концертный зал. Так что Новгородцы без искусства не живут. Буквально в половине одиннадцатого утра Кремль был полон разными группами иностранцев. Пожалуй такое их количество можно встретить только в столице.

Ну и разумеется не прошли мы мимо памятника «Тысячелетия России», открытого в 1862 году. Все экскурсии, как правило начинаются и заканчиваются в этом месте. Памятник довольно большой, метров 15 в высоту. Напоминает шапку, или колокол. Вверху ангел, в середине российские цари от первых князей и до Петра I. Его можно долга изучать и рассматривать. В одном памятнике скульптор умудрился вместить всю историю государства Российского. Прямо таки учебник истории! Вот у кого нужно учиться Церетели...

Решили еще раз пройтись вдоль кремлевской стены. На территории Новгородского Кремля, около стены находится мемориальный комплекс «Вечный огонь славы». Дошли до церкви Покрова и заметили с другой ее стороны ресторан «Детинец». Так в старину называли Новгородский Кремль. Хорошее соседство, ничего не скажешь. Чуть дальше пройдя находится башня «Кокуй». А рядом лесенка, довольно крутая. Но желающих залезть вверх, на стену, было хоть отбавляй. Какая-то группа диких туристов с видеокамерой решила снять продолжение фильма «Иван Васильевич меняет профессию», и начала бегать по проходам. А фильм то снимали не там...

Все что успели посмотреть в Кремле, мы посмотрели. Но в то же время решили, что в Новгород надо ехать не на один день. И даже не на два. Выйдя из Кремля мы направились к машине мимо торговых рядов, где продают сувениры. Естественно, мимо сувениров пройти мы не могли. Конечно цены там кусачие, но без подарка возвращаться не хотелось. Я почти тут же купил колокольчик, спрятанный внутрь деревянной резной башни за 110р. Володя, глядя на меня, тоже поддался этому соблазну и приобрел точно такой же колокольчик. У следующего продавца я приобрел для жены берестяную шкатулку за 100р. Многие продавцы могут вам запудрить голову тем, что одни сувениры делали пьяницы, другие просто супермастера - народные умельцы. Честно говоря, я не сильно заметил различия. Можно подумать, народные умельцы не пьют...

Уже сев в машину, мы вспомнили о кафе «Чародейка». В «Блинке» уже были, надо попробовать что-то другое. Кафе довольно просторное и уютное. Столы около стены, рассчитанные, в отличие от центральных, человек на пять - шесть все были уже заказаны. Мы пристроились в самом конце. Подошла официантка и принесла меню. Выбор небольшой, но и цены такие же. Мы заказали солянку в горшочке, пиццу с грибами и кофе. Все вкусное и сытное. Особенно я не ожидал, что пицца будет размером с тарелку и окажется такой сытной. В итоге, в кафе «Чародейка» мы пообедали на 197 рублей. Но остались довольными и сытыми.

После вкусного утреннего обеда мы направились к машине. Я еще раз окинул взглядом Софийскую площадь - жаль у нас было мало времени. Еще столько всего интересного осталось, что мы не успели посмотреть. Это и Юрьев монастырь, один из старейших в округе,расположенный рядом с озером Ильмень, это и Витославлицы - музей деревянного зодчества, где умеют справлять большие праздники. Кстати, о праздниках... День города в Новгороде отмечают 12-14 июня. Да много на что здесь можно посмотреть. Не раздумывайте, ехать, не ехать. Ехать конечно! Какие могут быть сомнения.

Обратно мы ехали несколько по другому. В который раз переехали по мосту на другой берег и по улице Большая Московская доехали до поворота на направо, на Московскую улицу. Одно название улиц говорит, куда они ведут. По дороге домой впервые за время пребывания в Новгороде мы задумались о самом городе. Город очень чистый и ухоженный. Много зелени, а потому дышится легко. Городские автобусы просто шикарные, сплошь и рядом «Мерседесы». Очень редко встречаются «Икарусы», про наших «скотовозов» и речи нет...

Центр города окружен валом со множеством вот таких ворот. Получается, что Новгород, во времена создания этого вала был не очень то маленьким городом.

По пути мы встретили кафе «Белые ночи», но оно находится довольно далеко от исторического центра. При выезде из города стоит пост ДПС и АЗС. Вперед движение запрещено, только обогнув АЗС и остановившись у поста. А мы было махнули напрямую, да потом спохватились, увидели знак. Вот и в Новгороде побывали...